Перейти к основному контенту



Главная


ULYTAU “JUMYR-KYLYSH”. Рецензия Елены Савицкой. 01.02.2006

Среди появившихся в Москве в огромном количестве этно-проектов катастрофически не хватает экзотики — все больше русские песни да «родная» ирландщина. Возможно, этот недостаток скоро будет восполнен, ибо наряду с алтайцами и румынами к нам прибывает казахстанская группа Ulytau. Все это присказка, а сказка будет, когда мы увидим ребят «вживую» и они оправдают (или нет?) свое звание «лучшей это-группы Казахстана» — эпитет, красующийся на афише. Известно, впрочем, что, несмотря на молодость, музыканты Ulytau уже успели набраться опыта в других коллективах. Например, гитарист и продюсер Максим Кичигин работал в достаточно популярной алматинской хард-н-хэви группе Forrest Gump, так что создание им этно-проекта можно считать ответом на в буквальном и переносном смысле «тяжелое» прошлое (читай: невостребованность этого жанра в Казахстане).

Почти все участники Ulytau обладают консерваторским образованием, как исполнитель на домбре (казахском струнном щипковом инструменте) Ержан Алимбетов и красавица-скрипачка Нургайша Садвакасова, чью певучую, глубокую манеру голосоведения хочется сравнить не с суетливой Ванессой Мэй, а с рассудительной, задумчивой Apocalyptica. «Соревнование» традиционного домбры и не менее традиционной (но уже европейского происхождения) скрипки становится основой звуковой концепции Ulytau, а уж когда на авансцену выходит электрогитара, дух праздника расцветает пышным цветом. Лоска и отточенности саунду придал известный голливудский продюсер Тим Палмер (Дэвид Боуи, U2 и др.).
Это, впрочем, тоже присказка, ибо основную проблему составляет способ интерпретации музыкальных первоисточников. Интересно (и удивительно), что Ulytau исполняют не свои собственные сочинения, и даже не обработки народных мелодий, а аранжировки тем известных казахских композиторов, например, одного из основоположников профессионального национального искусства Курмангазы, не менее прославленного Казангапа и т.д. Это, с одной стороны, говорит о том, что собственная созидательная мысль у ребят еще не окончательно оформилась, с другой — свидетельствует о почтении к старшим (шутка, в которой есть только доля шутки) и естественном преобладании канонического типа мышления.

Пока что аранжировки Ulytau, пусть и отличаются эффектностью, красочностью и даже наличием виртуозных электрогитарных «запилов», но еще не доходят до столь глубокой степени слияния этно- и рок-культур, их интенсивного диалога, как это удается, например, армянским «Детям Пикассо» или азербайджанской «Колдунье». Но, думается, Ulytau на данном этапе перед собой такой задачи и не ставили. Имеются в репертуаре Ulytau и обработки популярных классических произведений, а именно 1 части «Зимы» А. Вивальди, «Токкаты и Фуги» ре минор И.С.Баха и «Турецкого Рондо» В.А. Моцарта. Выбор, конечно, не блещет оригинальностью, ибо кто только не делал поп-«переложения» этих (прямо скажем, заезженных) классических «хитов»! Но Ulytau благодаря юношескому энтузиазму и непосредственности удалось наполнить их свежестью и новым драйвом.

Кстати, «казахские» темы тоже начинают неожиданно коррелировать с классическим материалом — например, в «Ata Tolgauy» прослушиваются обороты «Оды к радости». Пестрый национально-исторический «набор» складывается в симпатичную картинку. Радость творчества, боевой задор и искренняя любовь к культуре собственного народа — это главное, что привлекает в Ulytau и что, без сомнения, откроет им дорогу к популярности. Разумеется, стоит отметить продуманные аранжировки, выверенное звукоизвлечение и, конечно же, отменное качество записи. Это уже для тех, кого одним только «юношеским энтузиазмом» и экзотикой не заманишь.

Елена Савицкая, кандидат искусствоведения


© 2006—2024 ULYTAU, Империя Музыки