Перейти к основному контенту



Главная


Jazz рояль

Перед алматинцами выступил известный российский пианист Денис Мацуев

Он новая звезда мирового фортепианного искусства и один из самых востребованных музыкантов в мире. В его исполнении неистовая мужская энергетика в сочетании с безупречным вкусом и тонкой чувствительностью. Он блестяще играет не только классическую музыку, но и виртуозно импровизирует в джазе. А ведь в детстве музыкант мечтал о профессиональной карьере футболиста. Об этом и многом другом известный российский пианист Денис Мацуев рассказал в интервью газете «Литер».

– С чего началось ваше увлечение джазом?

– На мой взгляд, к этому делу, безусловно, должна быть какая-то внутренняя страсть. Просто так, ни с того ни с сего, сесть и научиться играть, наверное, нельзя, здесь должно быть какое-то внутреннее стремление. Я обожал джаз с детства, это была вторая моя страсть после классической музыки. И папа, будучи потрясающим пианистом, исполняющим как классические, так и джазовые произведения, приучил меня к этому делу. Но я не могу назвать себя джазовым музыкантом. То, что вы сегодня услышали, некий особый стиль, сочетание разных жанров, направлений. На сцене вместе с нами выступал легенда джаза Георгий Гаранян, а наравне с ним замечательный музыкант Бореслав Струлев, который к джазу тоже имеет не прямое отношение. Он потрясающий классический виолончелист, которого мы тоже «совратили». И он действительно отдается исполнению полностью, с таким же драйвом. А когда на сцене еще и такие джазмены, как Севастьянов и Иванов, являющиеся одними из лучших музыкантов российского джаза, то дело в шляпе. Вот такое сочетание дает некий драйв, который, безусловно, нравится публике. Но еще раз повторяю, мы не претендуем на название джазового концерта. Это прежде всего какой-то особый, нам приятный стиль.

– Что вам было сложнее всего постичь в джазе?

– Прежде всего, джаз – это душевное состояние. Есть, конечно, какие-то законы, каноны импровизации, гармонии, я все это когда-то даже изучал. Но делал это не специально, а потому, что мне это нравилось. Но хочу заметить, что даже если ты будешь «играть по правилам» и соблюдать все законы джаза, все равно важно найти и занять свою нишу в этом деле, но я на это и не претендую. То, что играю я, это скорее мой собственный стиль, мои джазовые фантазии. Кстати, многие говорят, что джаз мешает академическому музыканту, но хочу заметить, мне джаз, напротив, очень помогает в классической музыке. Если ты владеешь импровизацией, это дает тебе возможность импровизировать в интерпретации. Ты, естественно, не будешь изменять что-то у Бетховена, но когда ты можешь что-то мгновенно придумать, это здорово. Только представьте, ты играешь с оркестром, и, когда дирижер поддерживает твои мгновенные озарения, непременно получится очень хороший концерт. Но, увы, не всегда дирижер готов пойти на такую авантюру…

– Раньше вы серьезно увлекались футболом, как случилось, что вы стали профессиональным музыкантом?

– Да, действительно, было такое время, когда футбол для меня был превыше музыки. Я не только болел у экрана телевизора за «Спартак», но и сам бегал по полю за мячом. А когда решил поехать в Москву из Иркутска, родители мне даже сказали, что, мол, еду я в Первопрестольную только для того, чтобы смотреть матчи «Спартака» вживую на стадионе. По сути, это и стало последним решающим аргументом, и я поехал в Москву. Но, как видите, стал музыкантом, пианистом, а вот если бы тогда остался в Иркутске, то, скорее всего, сейчас был бы профессиональным футболистом или хоккеистом.

– Вы молодой и востребованный музыкант, но вместе с этим вы еще успеваете организовывать два серьезных фестиваля. Для чего это нужно?

– Вы знаете, у меня с детства была какая-то тяга к организационной деятельности: собрать дворовую команду, друзей… Сегодня у меня есть возможность проводить музыкальные фестивали, я могу себе это позволить. На фестиваль «Звезды на Байкале» я приглашаю таких мэтров, как Георгий Гаранян, Владимир Спиваков, Юрий Темирканов и многих других известных исполнителей. А вот фестиваль Crescendo – это уже молодые ребята. И мне хочется показать, что у нас в стране есть поколение талантливых музыкантов до 35 лет, которые могут достойно выступать на одной сцене с признанными мастерами. Цель этого проекта – показать, что у нас есть такая команда, за которую не стыдно. А почему я все это делаю? Зачем это нужно? Мне просто приятно проводить эти фестивали, я всегда получаю от этого большое удовольствие.

– Многие музыканты утверждают, что выступать за границей им зачастую проще и спокойнее, нежели на родине. Так ли это?

– Не могу с этим не согласиться, это действительно так. Более удачные концерты я даю за границей, и это происходит потому, что в зале нет нашего простого зрителя. Ведь нашу публику невозможно обмануть, она все понимает до конца и очень тонко и правильно на все реагирует. И если ты прошел крещение у нашего зрителя, то тебе уже ничего не страшно, это я всегда повторяю всем молодым исполнителям.

Марго ЭРВАНД, фото Сергея ХОДАНОВА, Алматы

08.05.2007

www.liter.kz

« Все новости


© 2006—2024 ULYTAU, Империя Музыки